.
.
.
.
В 1923 году во время очередной экспедиции на Камчатку, застигнутый штормом, Арсеньев останавливался в Хакодате и г.Отару, где осмотрел надписи на камнях "весьма древнего доайнского происхождения", после чего "прошли пролив Лаперуза в Охотское море при легком ветре, дующем с юга и по траверсу Курил направились на север". После этой экспедиции у него выкрали часть его архивов и рукопись неопубликованной работы "Страна Удэхэ", а также личные вещи, вывезенные им из экспедиций, в том числе и коллекцию бронзовых зеркал. Бесследно исчезло и то smhj`k|mne зеркальце, которое Арсеньев берег как зеницу ока.

В книге "Страна Удэхэ" Арсеньев рассказал о стране Шуби, в которой жили высокообразованные люди, знавшие тайну изготовления волшебных зеркал, говоривших с богами на их языке, имевших связи с другими странами через систему подземных туннелей, умевшими управлять погодой и природными явлениями. В преданиях удэгейцев, которых Арсеньев причислил к "американоидам" доайнского происхождения, рассказывалось даже о горе на юге Приморья, вокруг которой жили священные тигры, и о воронах, ручных и разумных. В стране Шуби выращивали деревья, привезенные со всего мира, и умели говорить с деревьями. При этом население Шуби не признавало никаких технических средств и обходилось только тем, что давала природа. Создавалось впечатление, что это было биолого- культурное государство с высоконаучной цивилизацией.

Последующее знакомство с ботаником академиком Комаровым, обнаружившим поразительную систему в распределении редких растений в Уссурийском крае, и считавшим, что растения в Приморье не просто росли, а их "выращивали и селекционировали", убедили Арсеньева в том, что границы Тибето-Маньчжурской флоры совпадали с границами ушедшей цивилизации Шуби. А разнообразие форм родственных растений в Приморье указывало на долгую культурную их селекцию.

И здесь стоит вернуться к изученной сегодня истории Бохая.

Первоначально Бохай был образован племенем Сумо, имевшим родовое имя Да. Бохай трактуется как поморское государство. В 712 году император Жуй-цзун отправил к Цзо-жуну послов с декретом, которым Цзо-жун был утвержден государем царства Бохай с титулом Бохай-цзинь- ван (князь Бохая). В состав Бохая входила южная часть Приморья. Политический и административный центр Бохая, его столица Шанцзин, или северная столица, находилась вблизи нынешней Нингуты. Впоследствие центр государства был перенесен в восточную столицу, Дуньцзин на реке Муданцзян. В долине нынешней реки Раздольной в бохайское время находился город Шуайбинь, центр одноименной области бохайского государства. Шуайбинь - так у бохайцев именовалась и река Раздольная. У нынешнего поселка Краскино находился морской порт и центр бохайской префектуры Янь.

В истории Бохая есть одно, до сих пор необъяснимое обстоятельство. Когда образовывался Бохай, на территории южного Приморья уже существовало развитое государство Шуби. Князь Бохая попросил правителей Шуби присоединиться к Бохаю. Шуби не было сильной военной державой. Более того, похоже, что у них вовсе не было необходимости иметь армию. При этом население Шуби не стремилось к тому, что мы сегодня называем техническим развитием. С течением времени в Шуби пришли корейцы, китайцы. Они селились рядом с шуби, строили дома, строили города. Позволяя им это, шуби оставались приветливыми хозяевами для гостей, но не перенимали их обычаи. Но все шло к тому, что шуби с каждым днем становилось все меньше и меньше. Мы не знаем сегодня как вообще выглядел народ шуби. Onunfe, что шуби вообще не оставили своих изображений. Лишь косвенные данные и свидетельства говорят о том, что шуби были низкорослыми и с большими глазами. Глазами, не свойственными ни китайцам, ни корейцам, ни другим восточным народностям. К моменту создания Бохая шуби уже вступали в межрасовые браки, хотя долгое время они создавали семейные пары только среди "своих". Во времена Бохая браки с шуби уже были привычным явлением и можно говорить, что потомки шуби стали "настоящими бохайцами". В конце своей истории между шуби и бохайцами можно поставить знак равенства. Государство Шуби плавно переросло в государство Бохай. В архитектуре Бохая, а позднее чжурчженей сохранились изображения и скульптуры, которые бохайцы, а позднее чжурчжени называли шуби. Изображения скорее похоже на демонов с оскаленными зубами, но обязательно с крыльями. У скульптур всегда были большие глаза и они напоминали драконов, но заметно отличались от традиционных изображений драконов, которыми украшали крыши зданий и предметы обихода. Шуби считали "летающих людей" своими дальними родственниками. Свою страну они и назвали по имени "летающих людей", при этом и сами называли себя шуби.

Шуби-птицы имели большие выпуклые глаза и крылья. Они иногда прилетали с вершины Пидана. Обитали они в пещерах Пидана, глубоко под землей, очевидно поэтому и имели большие глаза. Есть версия, что шуби сохранились на Пидане и сегодня. Летающий человек - это и есть чудом уцелевший представитель рода шуби. Во времена Бохая жрецы приходили на Пидан "разговаривать" с ними. Больше с шуби никто не имел права говорить, даже Князь Бохая не имел такой привилегии. Бохайцы знали китайскую письменность, но как считается, обладали и собственным письмом, обслуживающим их потребности, приспособленным к фонетическим особенностям языка бохаев. Письмо это восходит к письму "иду", которое употреблялось в корейском государстве Силла. Вместе с тем бохайцы знали и руническое письмо. Руны, кроме Бохая, на территории Дальнего Востока больше нигде не употреблялись. Тайну рунического письма они позаимствовали у шуби. В китайских источниках говорится о письме бохайского короля (князя), написанном непонятными для китайцев знаками, напоминающими отпечатки лап животных и птиц.

Уже непосредственно к культуре Бохая относятся и скульптуры в пещерах долины речки Суворовки, притока Артемовки. На натеках белого известкового вещества, опускающегося со свода пещеры по ее стенам вырезаны черепахи, слоны. На одном из таких натеков вырезано человеческое лицо. Со стены смотрит гордое, тонко очерченное лицо с узкими удлиненными глазами и четко моделированным носом и ртом. Первооткрыватели назвали скульптуру "спящей красавицей" - настолько изящным было это лицо. Но на самом деле оно было мужским, вернее лицом бохайского воинского божества. Это изображение упоминается в корейских хрониках. Пещера была тайной, доступ в нее был открыт только жрецам. Вырезано изображение воинского божества в период правящей династии Когуре. В корейской летописи "Сангочжи", в разделе о Когуре сказано: "На востоке страны имеется большая пещера, которая m`g{b`erq Сухель (пещера духа Су). В десятом месяце, когда собирается народ всей страны, изображение духа Су водворяется у реки, рядом с Золотой Бабой, находящейся в восточной части страны, и там совершаются жертвоприношения ему". "Спящая красавица" была обнаружена краеведом Е.Г. Лешоком в 1965 г. в Змеиной пещере (Сихотэ-Алинь). Многие специалисты считают скульптуру бесспорным памятником 1 тыс. н.э. Но не все. На основании изучения микроклимата пещеры и темпа роста натеков геолог Ю.И.Берсенев считал, что это - искусная подделка, выполненная в период между 1961 и 1965 гг. К сожалению, сегодня наука не имеет возможности однозначно ответить на вопрос - когда изготовлена "Спящая красавица". Но то, что это изображение упоминается в корейской летописи "Сангочжи", все-таки, по моему мнению, является доказательством древности изображения. А сама "Спящая красавица" (хотя мы и выяснили, что это воинское божество) может исчезнуть к 2020 году.

Во времена, когда кидани разбили бохайцев и на значительной части Бохая образовали вассальное Восточное Киданьское царство - Дунеданьго, наследник бохайского престола бежал в Корею. Но хотя Бохай был разгромлен, а правительство Бохая капитулировало, Шуайбинь и весь юг нынешнего Приморья остался независимым. И оставался независимым вплоть до возвышения чжурчженей. Независимость Шуайбиня обеспечили жрецы, которые получили на вершине Пидана указание от шуби, как разбить врага и отстоять свой город и свою область. Взамен шуби забрали с собой жреца. Сегодня в легендах о Пидане он известен как Верховный жрец Пидана. Его любимая сама пришла на вершину Пидана и принесла себя в жертву, став в легендах Бохая "Белой женщиной".

Легенда говорит о том, что "когда кидани пришли к Субиню большой армией, правитель послал жреца на гору Пидан (вообще упоминание о Пидане в этой легенде - первое, до этого нигде Пидан не упоминался) за помощью и советом. Жрец сумел вызвать богов на беседу и те сказали ему: "Уже много лет никто не восславляет нас и не приносит жертвы. Мы слабы, нам нужна кровь..." Жрец вскрыл себе вены и окропил собственной кровью вершину, принес себя в жертву богам, напоил духа горы. Жрец умер на вершине. Неожиданно армия завоевателей развернула коней и покинула страну. Когда жрец не вернулся с вершины Пидана, на его поиски отправилась невеста. Тело жреца она нашла на вершине. Духи Пидана поведали ей о печальной трагедии. И тогда бросившись вниз со скалы, она разбилась о камни. А душа ее осталась на вершине. Так у горы появилась духовная охранница. С тех пор "Белая женщина" (названная так из-за своей призрачности) бродит по предгорьям Пидана, оплакивая погибшего жреца и охраняя путников". В то время воины уже не охраняли гору, а с вершины Пидана уже исчез большой кристалл кварца.

Бохайские города, а в прошлом - города Шуби, оставались независимыми очень долгое время. Даже в государстве чжурчженей, во времена Уясу, Шуайбинь выдержал войну с корейцами и отстоял свою meg`bhqhlnqr| перед чжурчженями. Народ Шуйабиня или, как его называли сами правители чжурчженей, - народ на реке Субинь (это уже название реки Раздольное во времена чжурчженей), - не принимал приказания. Вождь племени субиней Ханьго не выражал покорности. Потом Агуда пытался усмирить народ, "говорящий с шуби". Когда Агуда бросил вызов правителям киданей, победил их, и в 1115 году принял императорский титул, а свою династию назвал Цзинь ("Золотая" династия), он направил послов в Субинь (Шуайбинь) и предложил им войти в состав империи. Субинь вошла в состав империи, но оговорила себе особые привилегии. В 1210 году начался конфликт монголов с чжурчженями. Инициатором конфликта выступил Чингис (Чингиз). Он первым бросил вызов чжурчженям. Впрочем, до смерти Чингиса в 1227 году чжурчжени так и не были побеждены. Сопротивление чжурчженей продолжалось до 1235 года, когда под натиском завоевателей государство чжурчженей все- таки пало. Но монголы не тронули Субиня, который вновь остался независимым. Монголам было известно о Стране Волшебных Зеркал. В монгольских преданиях говорится о том, что и сама Страна Волшебных Зеркал (или Субинь) возникла из Волшебного Зеркала. На землю упало зеркало, а из зеркала появилась страна. Завоевавшие чуть ли не весь мир, монголы не решились вступить в войну с обитателями Шуби. Монголам было известно о существовании Золотой Бабы - фигуры женщины в полный рост, отлитой из золота. Чингиз приказал отлить из золота своих коней, "чтобы своим великолепием они превзошли кумира чжурчженей". Легенды говорят, что Чингиз хотел установить их на капище Золотой Бабы. Но он не смог дойти до Субиня (может быть, впоследствии называли страну Шуби: Шуби- Шубинь- Субинь?), не смог отыскать Золотую Бабу и доподлинно известно, что своих золотых коней он не "привел" на территорию современного Приморья.

В 1255 году жрецы вновь взошли на вершину Пидана, чтобы говорить с шуби-птицами. Но к жителям они не вернулись, их тел найдено не было. Это тайна Шуби, тайна Бохая, тайна чжурчженей: Для какой цели и зачем все жрецы отправились на гору? Сами они ушли или их увели насильно? Этого никто не знает.

Известно, что жрецы Субиня (Шуби, Бохая, страны чжурчженей) унесли с собой тайну изготовления зеркал. С этих пор никто и никогда уже не изготовил ни одного Волшебного Зеркала.

Но с этого периода Шуайбинь и другие поселения очень быстро приходят в запустение и разрушаются. Самое примечательное состоит в том, что 500 лет после этого южное Приморье практически не было заселено. 500 лет южное Приморье не знало государственности. Здесь, конечно, жили люди, жили племена, но все это на уровне каменного века. История этой земли как бы начиналась сначала. На берегах Уссури жили племена мулунь. На реке Иман жили кякялы. И лишь с приходом русских первопроходцев в южное Приморье пришла цивилизация.


СЛЕДУЩАЯ СТРАНИЦА
">

Хостинг от uCoz